Инвентаризация материальных ценностей в бюджетных учреждениях

Содержание

Оформление инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация материальных ценностей в бюджетных учреждениях

Дата документа 11.04.2018
Метки Методика

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.

Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи инвентаризации

цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Источник: https://finservgarant.ru/drugoe/oformlenie-inventarizacii-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii.html

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2019 году

Достоверность данных бухгалтерского учета о наличии имущества, финансовых активов, состоянии расчетов и обязательств должна регулярно проверяться. Наиболее эффективный способ контроля – инвентаризация. В статье мы рассказываем, как правильно организовать и провести инвентаризацию в бюджетном учреждении.

Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

Когда проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Инвентаризация может быть обязательной и добровольной. В первом случае ее проведение обусловлено положениями правовых актов. В приказе Минфина 34н от 29.07.1998 года и в главе VIII федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» перечислены ситуации, когда проверка назначается независимо от желания руководства учреждения:

  • при передаче объектов учета в аренду, безвозмездное пользование, на хранение, а также при их выкупе либо продаже;
  • при выявлении фактов порчи имущества, хищений и злоупотреблений;
  • при формировании годовой отчетности (не ранее 1 октября текущего года);
  • при передаче подотчета от одного МОЛ другому;
  • в случае стихийного бедствия;
  • при ликвидации или реорганизации бюджетного учреждения.

В учетной политике могут быть прописаны дополнительные основания для проведения инвентаризации. Например, ежеквартальная проверка расчетов с дебиторами с целью недопущения образования просроченной задолженности или регулярный контроль состояния незавершенного строительства. В учреждении должен быть утвержденный график проведения плановых добровольных инвентаризаций с указанием:

  • сроков начала и окончания;
  • перечня подлежащих проверке имущества и обязательств.

Внезапные проверки проводятся вне графика. Это может быть, например, снятие остатков ГСМ в баках автомобилей, взвешивание готовых блюд, выдаваемых пациентам в столовой и пр.

Какой порядок проведения инвентаризации

В каждом бюджетном учреждении должно быть положение о проведении инвентаризации. Такое требование содержится в пункте 9в федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Действующие на настоящий момент Методические указания, утвержденные Минфином в приказе от 13.06.1995 года № 49н, устарели. Например, в последние два года к целям проведения инвентаризации добавились:

  • проверка на соответствие критериям признания активом;
  • выявление сомнительной задолженности;
  • выявление признаков обесценения;
  • выявление изменений составных частей имущественного комплекса (в том числе неотделимых улучшений), произведенных арендатором.

В утвержденном руководителем порядке проведения инвентаризации должна быть учтена специфика бюджетного учреждения.

Ежегодная инвентаризация формирует у бухгалтера определенные знания. Чтобы проверить их, пройдите тест «Правда или заблуждение» сами и дайте пройти своим бухгалтерам. Благодаря ему вы не только проверите свои знания, но и выявите слабые места.

Читайте также  Закон о материальной ответственности работника

Этапы инвентаризации

Процесс проведения годовой инвентаризации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе формируются инвентаризационные комиссии, издается и регистрируется приказ о проведении инвентаризации. Необходимо распечатать достаточное количество инвентаризационных ведомостей, бланки которых находятся в приложении к приказу Минфина от 30.03.2015 года № 52н. Бухгалтерия должна оприходовать все МЦ, поступившие на дату проведения инвентаризации и провести представленные материально-ответственными лицами документы на списание. Это необходимо для того, чтобы в учете были актуальные сведения об остатках на счетах.
  2. Проведение проверок. На этом этапе назначенные приказом комиссии в местах хранения производят подсчеты, взвешивание, выполняют необходимые замеры для установления фактического наличия НФА. Они проверяют состояние объектов основных средств, наличие инвентарных номеров, вносят в ведомости сведения о неисправности, длительном неиспользовании и пр. Все действия должны выполняться в присутствии материально-ответственного лица.
  3. Сличительный. На этом этапе председатель и члены комиссии сверяют полученные фактические результаты с данными бухгалтерского учета, при обнаружении отклонений заполняют акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений.
  4. Заключительный. На этом этапе назначается заседание инвентаризационной комиссии, которая рассматривает полученные результаты и принимает решение об их отражении в бухгалтерском учете. Руководитель издает приказ о привлечении к ответственности виновных лиц. Если МОЛ, в подотчете которого выявлена недостача, не дает согласие на добровольное возмещение ущерба, юридическая служба готовит материалы для предъявления судебного иска.

Как подготовится к проверке

Перед тем, как проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении, нужно выполнить ряд мероприятий, которые облегчат работу комиссий:

  • сделать описи имущества по каждому кабинету, классу, палате;
  • проверить внутренние перемещения МЦ;
  • заполнить в инвентаризационных ведомостях по каждому МОЛ наименование находящихся в подотчете объектов и указать их количество по данным бухгалтерского учета;
  • с целью подтверждения состояния дебиторской и кредиторской задолженности на дату проведения инвентаризации запросить акты сверки у всех контрагентов, по расчетам с которыми имеется сальдо, отличное от нуля;
  • запросить акты сверки с ИФНС, фондом социального страхования;
  • заказать в Федеральном казначействе промежуточный отчет о состоянии лицевого счета.

Непосредственно перед началом проверок у материально-ответственных лиц нужно получить расписку в том, что в месте хранения нет полученных и не оприходованных МЦ, а также списанных по акту, как пришедшие в негодность, но не утилизированных. МОЛ должно письменно подтвердить, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. Если в место хранения непосредственно перед проверкой поступят МЦ, председатель комиссии должен расписаться на приходном документе и сделать отметку о времени получения.

Результаты инвентаризации могут признать недействительными, если состав комиссии будет некорректным. В статье раскрыты проблемные вопросы, которые могут возникнуть у вас в этом году.

Какие функции возложены на инвентаризационную комиссию

Учитывая значительное количество обязательных инвентаризаций, плановых и внезапных добровольных проверок, в бюджетном учреждении нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. В положении можно указать, что в комиссию должны входить представители администрации и бухгалтерии, другие сотрудники, а также разрешается привлекать работников, осуществляющих внутренний финансовый контроль и приглашенных экспертов. Утвердить поименный состав комиссии и назначить председателя должен руководитель организации.

Комиссия должна обеспечить соблюдение установленных сроков проведения инвентаризации, полноту и достоверность внесенных в описи сведений о фактическом наличии имущества и состоянии финансовых обязательств, своевременное оформление результатов.

При проведении масштабной годовой инвентаризации можно назначить дополнительные рабочие комиссии и распределить между ними проверяемые места хранения. В этом случае формируется центральная комиссия, возглавляемая, как правило, заместителем руководителя. Она регулирует весь процесс проведения проверок и подводит на своем заседании окончательные итоги.

На инвентаризацию нет времени. Как ее провести >>

Как оформить результаты инвентаризации

По итогам годовой инвентаризации в учреждении должен быть сформирован пакет документов, в который входят:

  • копия приказа руководителя;
  • заполненные надлежащим образом инвентаризационные ведомости, в которых имеются все необходимые подписи и объяснения МОЛ в случае обнаружения расхождений;
  • сличительные ведомости;
  • акты о результатах инвентаризации;
  • протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Отсутствие перечисленных документов считается грубым нарушением учета. ИФНС за это может оштрафовать налогоплательщика на основании статьи 120 НК РФ.

В бухгалтерском учете в том месяце, когда проверка закончилась, должны быть выполнены все необходимые проводки:

  • по оприходованию излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении;
  • по списанию недостач на счета 020900000;
  • по списанию безнадежной дебиторской задолженности и оприходованию этой суммы на забалансе на счете 04;
  • по списанию невостребованной кредиторской задолженности, по которой отсутствуют требования кредиторов;
  • по начислению убытков от обесценения активов;
  • по переводу на забаланс объектов, не соответствующих критериям признания активом.

Если инвентаризация проводилась в январе до даты утверждения годовой отчетности, полученные результаты должны рассматриваться, как событие после отчетной даты. Все проводки выполняются в последний день отчетного периода и учитываются при формировании отчетных форм. Результаты инвентаризации должны быть отражены в Таблице № 6 в пояснительной записке к годовому отчету.

Документы до и после проведения инвентаризации

Перечень документов, которые должны быть сформированы до начала, в процессе и по окончании инвентаризации, приведен в таблице.

Наименование документа Код формы по ОКУД скачайте бланки Описание
Приказ о проведении инвентаризации Произвольная, можно использовать утвержденную постановлением госкомстата №88 Издается руководителем организации, содержит все основные данные о предстоящей ревизии: перечень проверяемых активов и обязательств, мест хранения, состав комиссий, сроки проведения и т.д.
Инвентаризационная опись 0504081 ценных бумаг
0504082 остатков на счетах учета денежных средств
0504083 задолженности по кредитам и ссудам
0504084 состояния госдолга РФ в ценных бумагах
0504085 состояния госдолга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям
0504086 бланков строгой отчетности и денежных документов
0504087 по объектам НФА
0504088 наличных денежных средств
0504089 расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
0504091 расчетов по поступлениям
 Инструкция по заполнению инвентаризационной описи >>
Ведомость расхождений 0504092 Составляется для обобщения информации о выявленных отклонениях фактического наличия активов от данных бухгалтерского учета. Содержит перечень объектов учета, по которым установлено несоответствие критериям признания активом.
Акт о результатах инвентаризации 0504835 Составляется комиссией, проводившей поверку, на основании инвентаризационных описей, подписывается председателем и членами комиссии, утверждается руководителем.
Протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии Произвольная форма, можно утвердить в учетной политике Содержит сведения о выявленных излишках и недостачах, о лицах, виновных в причинении ущерба. В протоколе публикуются предложения руководству по улучшению учета, устранению недостатков в местах хранения и т.д.

Если для проведения инвентаризации каких-то активов или обязательств нет унифицированной описи, ее можно создать самим (или подобрать наиболее подходящую из имеющихся) и утвердить в учетной политике.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102977-qqq-11-08-inventarizatsiya-v-byudjetnom-uchrejdenii

Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Должна ли проводиться в казенном учреждении инвентаризация на счете 502 00 «Обязательства»? Если да, то каков порядок проведения такой инвентаризации? Существует ли унифицированная форма инвентаризационной описи для проведения годовой инвентаризации банковских гарантий (забалансовый счет 10) и обязательств по счету 502 00 «Обязательства»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В целях составления и представления достоверной бюджетной отчетности проведение инвентаризации в казенном учреждении по итогам отчетного года на счете 502 00 «Обязательства» необходимо.

Порядок проведения инвентаризации должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в рамках формирования учетной политики.

Для проведения инвентаризации на забалансовых счетах учреждения и обязательств на счете 502 00 отдельной унифицированной формы инвентаризационной описи действующим законодательством не установлено. Поэтому учреждение вправе разработать такую форму самостоятельно.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Читайте также  Доверенность на получение материально технических ценностей

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов. инвентаризация начинается и заканчивается в один день. во время инвентаризации были обнаружены излишки. нереально в один день (окончания инвентаризации) инвентаризационной комиссией решить вопросы по оценке и постановке на учет материалов или основных средств. 1. верно ли, что в инвентаризационной описи учреждение должно указать только количество обнаруженных излишков без суммы, так как инвентаризационная комиссия не может знать стоимость излишков и не её это задача (в заключении комиссии будет только подтвержден факт обнаружения излишков)? 2. нужно ли комиссии в акте о результатах инвентаризации прописать рекомендации об оценке и оприходовании излишков и кому эти рекомендации должны быть направлены?

3. какой датой должна быть оформлена ведомость расхождений по результатам инвентаризации? если датой окончания инвентаризации, то ведь еще не проведена оценка имущества и оно не поставлено на учет (а в табличной части требуется заполнить и инвентарный номер, и счет учета, и сумму по излишкам)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, и закрепляются учетной политикой учреждения. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится инвентаризационной комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Конкретные сроки проведения инвентаризации определяются приказом учреждения. При этом в установленные приказом сроки инвентаризационная комиссия должна не только провести инвентаризацию путем сверки остатка финансовых и (или) нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, но и оформить результаты инвентаризации. В случае необходимости срок проведения инвентаризации может быть продлен, в том числе и для целей оформления документов в установленном порядке.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина

20 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

Читайте так же:  Замена водяного счетчика в квартире

Источник: https://m-have.ru/godovaya-inventarizatsiya-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah/

Инвентаризация материально-производственных запасов: порядок и нюансы

Инвентаризация материально-производственных запасов — процедура, которая, с одной стороны, может быть обязательной в силу требований закона, с другой — может реализовываться в целях решения конкретных задач в рамках учета на производстве. О каких задачах может идти речь и каковы специфика и порядок проведения соответствующей инвентаризации, рассмотрим в нашей статье.

Каковы особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Может ли быть произведена переоценка МПЗ и в каком порядке

Инновации в инвентаризации МПЗ и незавершенного производства: что обеспечивает документ типовой конфигурации

Итоги

Каковы особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии может быть:

  • добровольной,
  • обязательной.

Порядок проведения первого варианта инвентаризации определяется руководством фирмы в отдельных локальных нормативах.

Во втором варианте инвентаризация осуществляется (п. 22 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

  • если МПЗ передаются в аренду, выкупаются, реализуются;
  • перед формированием бухгалтерской отчетности за год (по тем МПЗ, инвентаризация которых не проводилась до 1 октября отчетного года);
  • после смены сотрудников в статусе материально ответственных лиц;
  • при обнаружении правонарушений в части обращения с запасами;
  • при чрезвычайных ситуациях на предприятии;
  • при преобразовании или ликвидации фирмы.

Инвентаризация МПЗ осуществляется в целях:

  • выявления их фактического количества и сопоставления соответствующих показателей со сведениями, отраженными в учете;
  • проверки качества отражения в учете оценки материально-производственных запасов;
  • контроля над соблюдением правил хранения МПЗ.

Инвентаризация МПЗ может быть:

  • плановой (в соответствии с утвержденным графиком),
  • внеплановой,
  • полной (когда проверяются все запасы),
  • выборочной.

МПЗ на предприятии могут находиться:

  • на складах, являющихся самостоятельными структурными подразделениями фирмы;
  • на складах, которые относятся к производственным структурным подразделениям;
  • на объектах, не классифицированных как склады.

Инвентаризация МПЗ, располагающихся на обособленных складах, производится независимо от соответствующей процедуры в каких-либо других подразделениях фирмы. На других типах складов, а также на объектах, которые не являются складами, инвентаризация проводится одновременно с той, что реализуется в подразделениях, где расположены склады или прочие объекты для размещения МПЗ.

Инвентаризацию материально-производственных запасов могут проводить:

1. Постоянная комиссия.

Данная внутрикорпоративная структура наделяется функциями, предполагающими оперативное проведение всех типов инвентаризаций по плану или при необходимости. Как правило, учреждается в крупных фирмах, где есть потребность постоянно проводить инвентаризацию каких-либо активов или обязательств.

2. Постоянные рабочие комиссии.

Являются «филиалами» постоянной комиссии. Призваны оказывать содействие постоянной комиссии в случае, если осуществляется инвентаризация МПЗ, рассредоточенных по большой территории, в представительствах организации или если запасы представлены в очень большом объеме.

3. Временные рабочие комиссии.

Учреждаются на периодической основе, как правило на малых и средних предприятиях, на которых инвентаризации проводятся достаточно редко (часто — только те, что обязательны по закону).

Рассмотрим теперь, в каком порядке может проводиться инвентаризация материально-производственных запасов.

Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Главное юридическое условие проведения любой инвентаризации — учреждение комиссии. Данное действие является первым шагом при реализации процедуры, о которой идет речь.

Учреждение постоянной комиссии может быть осуществлено отдельным приказом руководителя организации.

Но в любом случае (в частности, при сценарии, когда учреждается временная комиссия, соответствующий документ является основным локальным нормативом) используется приказ по унифицированной форме ИНВ-22, издаваемый в целях проведения конкретной инвентаризации. В данной форме указываются Ф. И. О. и должности членов комиссии — даже если она постоянная и учреждена другим локальным нормативом.

В документе ИНВ-22 указывается то или иное основание для проведения инвентаризации. Также могут быть зафиксированы координаты склада или иного объекта, на котором размещены инвентаризируемые МПЗ.

Приказ по форме ИНВ-22 передается председателю комиссии, после — регистрируется в журнале учета, составляемом по форме ИНВ-23.

Перед проведением инвентаризации председатель комиссии должен убедиться, что у него и его подчиненных есть все полномочия и технические возможности для получения доступа к инвентаризируемым МПЗ.

Проверив МПЗ, комиссия вносит сведения о них в описи — также на основе унифицированных форм (в данном случае используется форма ИНВ-3). Затем соответствующие сведения отражаются в сличительной ведомости, составляемой по форме ИНВ-19. После этого итоги инвентаризации отражаются в итоговой ведомости по форме ИНВ-26.

Может ли быть произведена переоценка МПЗ и в каком порядке

Важный нюанс: переоценка МПЗ (как, в частности, и основных средств) по факту инвентаризации (и в иных ситуациях) может быть практически осуществлена только в случаях, когда это прямо предписывается нормами закона (п. 12 ПБУ 5/01).

Например, если МПЗ устарели, их рыночная стоимость значительно снизилась в сравнении с ценой закупки (фактической себестоимости), они могут быть уценены — то есть отражены в балансе по состоянию на конец отчетного года за вычетом величины резерва под снижение стоимости товарно-материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01). Следует отметить, что дооценка — увеличение стоимости материальных запасов до уровня рыночных цен — не предусмотрена нормативными актами, регулирующими бухучет.

Об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете читайте здесь.

Инновации в инвентаризации МПЗ и незавершенного производства: что обеспечивает документ типовой конфигурации

На современных предприятиях оформление результатов инвентаризации — причем не только МПЗ, но и, к примеру, объектов незавершенного производства (НЗП) — осуществляется, как правило, с помощью специализированных программных решений. Например — программы «1С:Бухгалтерия» в версии 8.

В ней имеется примечательная функция — использование документов типовой конфигурации. В данном случае полезным может оказаться, к примеру, документ «Инвентаризация незавершенного производства». Если его правильно заполнить, то те расходы предприятия, что относятся к незавершенному производству, не будут учтены при определении себестоимости продукции за отчетный период.

Главное для бухгалтера — корректно исчислить стоимость объектов незавершенного производства. Для этого используются данные налогового учета, отражающие величину прямых производственных расходов в отчетном месяце (инвентаризация НЗП осуществляется раз в месяц). Структура прямых расходов предприятия фиксируется в учетной политике. При этом предприятию необходимо распределить расходы между НЗП и готовой продукцией (п. 1 ст. 319 НК РФ).

Итоги

Инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется при участии комиссии с использованием унифицированных форм описей и ведомостей. Инвентаризация МПЗ, а также объектов незавершенного производства может быть осуществлена с помощью современных программных инструментов, таких как «1С».

Узнать больше об учете МПЗ на производстве вы можете из статей:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/inventarizaciya-materialno-proizvodstvennyh-zapasov-poryadok-i-nyuansy/

Макрос

Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату.

Инвентаризация — это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом.

Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия.

В ряде случаев порядок (количество, сроки, даты, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации и утверждается в учетной политике учреждения (пункт 8 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г., № 34н), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

К таковым относятся смена руководителя бюджетного учреждения, стихийные бедствия, реорганизация и ряд других случаев).

Если вас интересует услуга проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2016 году, ознакомьтесь с соответствующим разделом .

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, а также порядок оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13,06,1995 № 49.

Согласно п.1.3 Методических рекомендаций инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств:

  • производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные)
  • имущество, не учтенное по каким либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п.332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.).

Материально ответственное лицо является обязательным участником процесса инвентаризации.

До момента начала инвентаризации в школе, детском саду (ДОУ), музее или другом бюджетном учреждении материально ответственное лицо в бухгалтерию сдает все подтверждающие документы о движении имущества (приходные накладные или расходные акты).

Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении

Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.

Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

Инвентаризации подлежат

  • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года).
  • Материальные запасы, находящаяся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного. Срок полезного использования – менее одного года.
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
  • Расчеты с подотчетными лицами.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризации расчетов (с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, с работниками) – это проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и их обоснование.

Инвентаризация расчетов с контрагентами заключается в сличение представленных актов сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Акт содержит информацию по суммам и количеству оплаченных и полученных товаров или оказанных работ, услуг.

При проведении инвентаризации с бюджетом и внебюджетными фондами в акте сверки необходимо обратить особое внимание на суммы исчисленных и фактически поступивших от налогоплательщика денежных средств в бюджет, сумм недоимки или переплаты в разрезе каждого вида налогов.

Инвентаризация расчетов с работниками — метод выявления задолженности или переплаты у сотрудников учреждения, точность исчисления налогов и правомерность применения льгот.

При инвентаризации подотчетных сумм авансовые отчеты проверяют с первичными документами обоснования расходов (кассовый чек, товарная накладная, маршрутный лист), дата выдачи и сроки предоставления отчета в бухгалтерию. Порядок расчетов с подотчетными лицами утвержден в учетной политике организации.

Статья актуальна на март 2015 года.

Екатерина Коверигина

Руководитель группы по аутсорсингу государственных учреждений.

Интеркомп ЦБУ

Какие НПА регулируют проведение инвентаризации материально-производственных запасов

Источник: https://macros-ht.ru/spravochnik/inventarizatsiya-materialno-proizvodstvennyh-zapasov/

Инвентаризация МПЗ

Обновление: 9 февраля 2017 г.

Материально-производственные запасы полностью преобразуются в ходе цикла производства и являются его неотъемлемой частью. Инвентаризация МПЗ помогает осуществлять контроль над запасами и отслеживать их целевое использование.

Что такое инвентаризация МПЗ

Материально-производственные запасы – это активы организации, которые могут использоваться в собственном производстве или перепродаваться сторонним организациям. В качестве МПЗ выступают сырье, материалы, тара, топливо и т.д.

При планировании инвентаризации материально-производственных запасов важно учитывать структуру складов, которые являются хранилищем запасов. Руководитель должен обеспечить все необходимые условия для точного и полного установления факта наличия имущества: определить работников, проводящих ревизию, предоставить инвентарь для взвешивания, обмеривания, контрольные и измерительные приборы.

Комиссия, подготавливаясь к инвентаризации МПЗ на предприятии, опломбирует склады и хранилища, где расположены материальные ценности, проверяет точность весов, наличие мерной тары, собирает с лиц, ответственных материально, отчет о движении товарно-материальных ценностей и расписки о том, что все документы переданы в бухгалтерию, а ценности оприходованы либо списаны в расход.

Инвентаризация и переоценка производственных запасов

В ходе проведения инвентаризации могут быть выявлены факты снижения стоимости запасов. Это может быть связано со снижением качества товаров при хранении, изменением рыночный цены.

В таких случаях организация должна сформировать резерв на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Списание недостач при инвентаризации МПЗ (проводки)

Недостачи МПЗ, выявленные в ходе инвентаризации, в бухгалтерском учете списываются на дату осуществления ревизии. Стоимость недостач МПЗ списывают на затраты, связанные с производством или продажами, с учетом норм естественной убыли.

Д 94 К 10 (41, 43) Списание стоимости недостачи
Д 20 (25, 26, 44) К 94 Списание недостачи с учетом норм естественной убыли

Выявление недостач сверх норм убыли (при отсутствии норм убыли) при инвентаризации запасов влечет взыскание их стоимости с лица, ответственного материально, или списание в прочие расходы (в ситуации, когда установить виновное лицо невозможно). Списание в учете оформляется проводками:

Д 94 К 10 (41, 43) Списание стоимости недостачи
Д 73 (76) К 94 Отнесена стоимость недостач на виновное лицо
Д 50 (51, 70) К 73 (76) Взыскана стоимость недостач с виновного лица
Д 91 К 94 Списание недостачи сверх нормы в расходы

По итогам инвентаризации материальных запасов списание недостач сверх норм естественной убыли, а также в случае отсутствия утвержденных норм зависит от факта установления лица, виновного в пропажах.

Если виновное лицо установлено, то стоимость недостач списывается на дату признания лица в причинении ущерба или вступления в действие решения суда о возмещении ущерба.

Когда виновное лицо установить невозможно, недостачи в ходе инвентаризации производственных запасов относятся на расходы на основании документа, оформленного компетентными органами и подтверждающего отсутствие виновного лица или причинения ущерба в результате чрезвычайных происшествий.

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s503117